Студия управленческого консалтинга "Технологии эффективного управления организацией"

Технологии эффективного управления организацией

Студия управленческого консалтинга

Навигация

Система управления

Матрица McKinsey для бизнесов Банка

 

Матрица McKinsey для бизнесов Банка
Методические рекомендации по стратегическому анализу

 

Борисюк Ю.А 
доктор технических наук

Разработка корпоративной и функциональных стратегий Банка предполагает проведение стратегического анализа продуктового портфеля на фоне ближайшего конкурентного окружения. Среди инструментов, обычно применяемых для этой цели, заслуженной популярностью пользуется метод позиционирования бизнесов компании в системе координат "привлекательность рынка – конкурентный статус бизнеса (продукта)", введенный в практику компанией  GeneralElectric при участии консалтинговой компании McKinsey. Метод отличается простотой и наглядностью, а его результаты легко интерпретируются в терминах стратегических рекомендаций. Однако эти достоинства требуют "жертв" в виде достаточно полной совокупности исходных данных о конкурентах (позиционирование и удерживаемая доля рынка по продуктам, сравнительные оценки конкурентных преимуществ похожих продуктов и др.). Указанные данные далеко не всегда являются доступными (имеются в распоряжении) для аналитика, а то, что удается "нарыть", соответствует действительности в лучшем случае предположительно, т.е. весьма условно. Естественно, что в таком случае и результаты применения метода являются также условными и не заслуживают того, чтобы быть аргументами для серьезных рекомендаций. В итоге, отдавая должное потенциальным возможностям метода и его элегантности, часто приходится вспоминать поговорку "видит око, да зуб неймет".

В то же время идеи метода можно с успехом применить для сравнительного исследования направлений деятельности (бизнесов) и перспективности соответствующих продуктовых  портфелей в границах отдельно взятого Банка. В результате можно получить данные для принятия решения о том, какие продукты в портфеле бизнеса имеет смысл развивать и дальше, а какие следует "прикрыть", а высвободившиеся ресурсы вложить в инновационные разработки – это для функциональной стратегии. Аналогично и для корпоративной стратегии - сравнить между собой бизнесы Банка с тем, чтобы более осознанно и аргументировано определять стратегические цели для бизнесов и выбирать баланс между ними.

Для решения подобных задач в условиях недостаточности данных о конкурентной среде применяется "упрощенный метод McKinsey". Упрощения состоят в том, что вместо емкости рынка и занимаемой в нем доли на диаграмме показывается выручка Банка по каждому направлению (продукту или бизнесу в целом) или соответствующая маржинальная прибыль.

Построенная диаграмма представляет собой расположенные в 1-ом квадранте координатной плоскости окружности различного диаметра (диаметр пропорционален выручке или маржинальной прибыли) и цвета (по принадлежности к бизнесу или продукту). Квадрант делится на четыре зоны, за которыми закрепляются привычные названия: "звезды", "дойные коровы", "дикие кошки" (еще называют "трудные дети") и "злые собаки". Для объектов, находящихся в соответствующих зонах, "примеряются" как стандартные стратегические рекомендации, наработанные в методе McKinsey. Так, например, для объектов, попавших в зону "звезды" рекомендуют их укреплять и оберегать. Для объектов в зоне "дойные коровы" необходим жесткий контроль инвестиций и перераспределение избытка прибыли между новыми перспективными проектами. Объекты из зоны "дикие кошки" подлежат специальному изучению, чтобы понять, смогут ли они при определенных инвестициях превратиться в "звезды". От объектов, попавших в зону "злые собаки" следует избавляться, если нет веских причин для того, чтобы их сохранить.

Указания по действиям, которые необходимо произвести для построения диаграммы упрощенного метода McKinsey, и соответствующий расчетный пример можно получить, сделав предварительный заказДля иллюстрации действий выдумана ("взята с потолка") учебная ситуация и с условными исходными данными. Ни учебная ситуация, ни условные исходные данные никакого отношения к реальной ситуации какого-либо конкретного Банка не имеют, однако рассматриваемый материал достаточно правдоподобен и поэтому заслуживает к себе соответствующего внимания.

…………………………………………………………….

Практические занятия по применению метода McKinsey можно заказать по адресу info@borisyuk.ru

 

Управленческий консалтинг

Экспертиза системы управления деятельностью

Военные методы управления

Управление  проектами

Управление инновациями

Организационное проектирование

Управление персоналом

Реинжиниринг и оптимизация бизнес-процессов

Деловые игры

Стратегическое планирование и управление

Поддержка управленческих решений

Семинары по организационному управлению

Дистанционный консалтинг

Персональный советник